Налоговые льготы
Минфин освободил ИП с наемными работниками от взносов
В письме от 13 мая 2016 г. N 03-11-11/27630 Минфин коснулся темы уменьшения налога по УСН предпринимателями на страховые взносы в зависимости от наличия наемных работников.
ИП, производящий выплаты и иные вознаграждения физлицам, уплачивает страховые взносы как с указанных выплат, так и за себя в фиксированном размере.
Налогоплательщики, применяющие УСН "доходы", уменьшают сумму налога (авансовых платежей), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму взносов на обязательное пенсионное, медицинское, социальное страхование (на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний), уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом (отчетном) периоде. При этом сумма налога (авансовых платежей) не может быть уменьшена на сумму взносов более чем на 50%.
Таким образом, ИП на УСН "доходы", имеющие наемных работников, уменьшают сумму налога (авансовых платежей) на уплаченные взносы в ПФ и ФФОМС как за наемных работников, так и за себя, но не более чем на 50%, считает ведомство.
Также Минфин указал, что порядок расчета суммы взносов в фиксированном размере в части уплаты 1% от суммы дохода ИП, превышающего 300 тысяч рублей в год, относится только к ИП, не производящим выплат и иных вознаграждений физлицам, и не распространяется на деятельность ИП, производящих выплаты и иные вознаграждения физлицам.
Минфин говорит о порядке расчета взносов, установленном частью 1.1 статьи 14 закона 212-ФЗ, который предусматривает определение суммы взносов ИП, уплачиваемых им за себя в ПФ, для двух случаев: если доход ИП за год не превышает 300 тысяч рублей, и если превышает.
Такая трактовка выглядит достаточно своеобразной, поскольку, напомним, частью 3 статьи 5 закон 212-ФЗ оговорена обязанность плательщиков взносов, относящихся к нескольким категориям, исчислять и уплачивать взносы по всем основаниям. Эту норму чиновники ранее традиционно "прикручивали" к ИП с наемными работниками, говоря об обязанности таких ИП платить установленные взносы как за себя, так и за работников. Кроме того, часть 1.1 статьи 14 закона 212-ФЗ также не оговаривает различий в исчислении взносов ИП "за себя" в зависимости от наличия работников.
Достаточно ново выглядит также и приведенная в комментируемом письме трактовка возможностей уменьшения налога по УСН на взносы, уплачиваемые ИП за себя, если этот ИП имеет наемных работников, не более чем на 50%.
ИП, применяющий УСН с момента регистрации, не может сразу сменить объект налогообложения
В письме от 02.06.2016 № СД-3-3/2511@ ФНС рассказала о возможности смены объекта налогообложения на УСН, если вновь зарегистрированный ИП применяет данный режим с даты постановки на учет.
Согласно пункту 2 статьи 346.13 НК вновь зарегистрированный ИП вправе уведомить о переходе на УСН не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет. В этом случае ИП признается налогоплательщиком, применяющим УСН, с даты постановки на учет.
Если в этом уведомлении ошибочно указан объект налогообложения в виде доходов, то, как указала ФНС, положений о возможности исправления ошибок в уведомлении о переходе на УСН относительно объекта налогообложения НК не содержит.
Объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно с начала налогового периода, при этом надо уведомить налоговиков до 31 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предполагает изменить объект налогообложения. В течение налогового периода нельзя менять объект налогообложения.
Для вновь зарегистрированных ИП, которые вправе сразу применять УСН, налоговым периодом будет считаться период времени с момента постановки их на учет в налоговом органе и до конца текущего календарного года. Значит, объект налогообложения, указанный в поданном в 2015 году уведомлении о переходе на УСН, не может быть изменен до окончания налогового периода 2015 года.
Ранее Минфин в своих письмах говорил о наличии возможности уточнения уведомления в отношении объекта налогообложения. Однако это касается лишь налогоплательщиков, которые переходят на УСН с других режимов налогообложения со следующего календарного года. Они уведомляют налоговый орган не позднее 31 декабря о переходе на УСН со следующего года. Если впоследствии было принято решение об изменении первоначально выбранного объекта налогообложения, то допустимо уточнение такого уведомления, но не позднее 31 декабря календарного года, в котором было подано данное уведомление, то есть до начала применения УСН.
Эти разъяснения не могут применяться вновь зарегистрированным ИП, потому что уведомление он подает уже после того, как начал применять УСН.
Налоговики сами решат, регистрировать обособленное подразделение или нет
Финансисты выпустили разъяснения по вопросу постановки на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения.
По общему правилу для целей налогообложения обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. При этом не имеет значения отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и не важны полномочия, которыми наделяется указанное подразделение (п. 2 ст. 11 НК РФ).
Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Согласно ст. 209 ТК РФ рабочим местом является место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. А под оборудованием стационарного рабочего места подразумевается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей.
В письме от 14.06.2016 № 03-02-07/1/36019 специалисты Минфина России указали, что форма организации работ (вахтовый метод или командировка), срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте не имеют правового значения для постановки на учет юридического лица по месту нахождения его обособленного подразделения. Такие выводы содержатся в постановлениях Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2011 № 15-АП-4108/2011, ФАС Северо-Западного округа от 02.11.2007 № А26-11293/2005, Северо-Кавказского округа от 21.09.2006 № Ф08-4234/2006-1814А.
Изучив все представленные компанией документы, на основании которых осуществляется деятельность вне места нахождения организации, налоговый орган сам примет решение о постановке на учет организации по месту ее деятельности через обособленное подразделение.
Налоговую амнистию незарегистрированных предпринимателей могут принять уже осенью
Законопроект об освобождении от ответственности незарегистрированных индивидуальных предпринимателей, добровольно сообщивших о своем бизнесе, и об их освобождении на три года от обязанности платить налоги может быть принят осенью, пишет газета "Известия".
Ранее газета "Ведомости" сообщила, что правительство может освободить индивидуальных предпринимателей от ответственности за незаконную деятельность и предоставить им трехлетние налоговые каникулы.
В качестве поощрения предлагается освободить индивидуальных предпринимателей не только от ответственности за ведение незаконной предпринимательской деятельности, но и от платы страховых взносов, сообщают "Известия". Над проектом закона совместно работают Минфин, Минэкономразвития и Минтруд.
"Законопроект разрабатывается и планируется к принятию в осеннюю сессию", — рассказали изданию в пресс-службе Минфина. По словам источника газеты в правительстве, уже в 2017 году мера может быть реализована.
В пресс-службе Минтруда "Известиям" сообщили, что "уже создана рабочая группа, задачей которой является определение различных концептуальных подходов, направленных на стимулирование легальных трудовых отношений, но о конкретных предложениях пока говорить рано". В Минэкономразвития также подтвердили информацию о разработке документа.
"Минфином совместно с Минэкономразвития, Минтрудом осуществляется разработка проекта федерального закона. Он направлен на обеспечение легализации самозанятости, что позволит тем гражданам, которые сейчас работают сами на себя и не имеют наемных работников и при этом официально не зарегистрированы, получить официальный статус, и предполагает создание максимально удобной и простой процедуры подтверждения статуса самозанятого гражданина, в том числе в электронном виде на основе подачи уведомления в налоговый орган", — сказала газете помощник министра экономического развития Елена Лашкина.